Версия для слабовидящих

Музыкальный руководитель

Пение

Творческое музицирование

Атмосфера творчества

Игра на инструментах

Чувственный опыт

Удовольствие

Атмосфера радости

Музыкальные движения

Атмосфера

принятия

Активное слушание

Атмосфера

непринужденности

Элементы театрализации

Особая

атмосфера игры

 

ОРФ - педагогика

КТО?

ЧТО?

Ребенок, которого учим

1

возраст

2

пол

3

Социокультурная группа

4

Психоэмоциональное состояние

Предмет, которому учим

1

Общее развитие

2

Движение и танец

3

Обучение игре на инструментах

Средства

Пространство

Время – форма занятия

Организация

УРОВЕНЬ

*верхний

(стоят, ходят)

*средний

(сидят)

*нижний

(лежа, ползком)

Урок – как целое

Фрагмент – блок:

Неделимый блок

Серия независимых действий.

Процесс – импровизация вариации.

Директивная

(педагог руководит происходящим) –

*с помощью слов

*с помощью жестов

*с помощью знаков.

Недирективная – игра.

Посредник организации

1. текст для разучивания

- пьеса

- песня

- стихотворный текст

- танец.

2.материалы

3. сюжет для театрализации

Развитие креативности дошкольников на основе принципов

Орф - педагогики

1.Первое знакомство российских музыкантов с педагогической системой карла Орфа состоялось в декабре 1967г, когда делегация Министерства культуры СССР, по инициативе Ленинградского отделения Союза советских композиторов посетила Институт К. Орфа в Зальцбурге (Австрия).

Впечатления от этой поездки, от личных бесед с великим мастером побудили известного музыковеда и теоретика музыкальной педагогики Л.А. Баренбойма к написанию книг о системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа, о его «Шульверке». По этим книгам в 70-е годы с большим интересом познавали новую методику советские педагоги – музыканты.

Элементы системе К. Орфа стали успешно применяться на музыкальных занятиях в детских садах, общеобразовательных школах, школах искусств.

В конце 90-ых годов началось систематическое обучение преподавателей методу К. Орфа для осуществления профессиональной деятельности.

В Кургане первый семинар по элементарному музицированию провел В. Жилин на базе Музыкального училища. С ним в курган приезжали ставшие теперь профессионалы высочайшего класса. Илиза Сафарова (г. Екатеринбург), Ольга Чернова (г. Екатеринбург), наши земляки – Любовь Марамыгина (ДТЮ), Анна и Людмила Коновалова (Музыкальное училище).

2.Элементарное музицирование - это та форма активного музицирования которая позволяет детям играть многопланово: играть и играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Целью этого музицирования является развитие творчески: способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольной возраста, и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.

Главной задачей элементарного музицирования является
импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах
сочетающих музыку, речь и движение.

«Совершенно очевидно, что импровизационно-творческая игра не может существовать в условиях авторитарной педагогики, потому что творчество детей, да еще и импровизационное - ее заведомая смерть. Поле подобной игры - это педагогика сотрудничества, причем личностно-ориентированная.) (Т.Э.Тютюнникова)

Элементарное музицирование дает шанс и возможность каждом; ребенку выразить себя: придумать интонацию; изменить уже придуманное сыграть, «изобрести» способ игры; показать свое отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом и т.д.

Сутью всех игровых методик является ценность самого творческой процесса.

По отношению к элементарному музицированию это означает, что именно активное общение с музыкой является главным смыслом и итогов занятия.

Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Важно то, как все это происходит, в какой атмосфере.

Педагогу, который вместе с детьми делает первые шаги по пути

творческого музицирования, вначале очень трудно избавиться от ощущения

присутствия стороннего наблюдателя, который все время как на калькуляторе оценивает качество музицирования с позиций авторитарно» педагогики.

Но ребенок - не механизм, а творческое занятие в чем-то непредсказуемо и должно быть таким. Импровизационность и спонтанное рождение идей есть его внутренняя суть. Если этого нет, то нет и самого творческого занятия.

Творческая работа с детьми, особенно на начальном этапе, обычно кажется менее качественной. Но только кажется. Потому что на самом деле все как раз наоборот.

Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и

интенсивности. «Сыграй, спой, пробеги, как ты хочешь», - эти слова - открывают перед ребенком двери в мир фантазии, творчества, находчивости, где он не скован рамками запретов, где он не боится ошибиться. Ребенку позволено быть самим собой, проявлять свою индивидуальность.

3. Задача педагога – не просто учить детей, жить на занятиях вместе с ними. Это педагогика сотрудничества.

Играть, играть и еще раз играть. Все виды музыкальной деятельности через игру.

Дети музицируют для себя и не всегда хотят, чтобы кто-то смотрел со стороны. Как они это делают. Поэтому педагог должен приходить к детям с ощущением, что важно лишь то, что будет происходить на занятии, а не то, как это выглядит со стороны. Состояние важнее, чем внешняя форма. А идеальная оценка такого занятия: как нам всем было там – «внутри»? Его объективную оценку могут дать только участвовавшие в процессе, а не сторонний наблюдатель. Истинный духовный смысл элементарного музицирования выявляется лишь в процессе активного участия в нем.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом. Оно является той благодарной почвой, на которой всходят «семена» творчества.