Версия для слабовидящих

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ

В старшей группе продолжается работа по приобщению детей к сокровищнице мировой художественной литературы.

В домашнюю библиотеку можно включить следующие книги:

Русское народное творчество

- русские календарные обрядовые песни : Коляда; Масленица и др., пословицы, поговорки, заклички, считалки, скороговорки, докучные сказки;

- былины: Илья Муромец и Соловей Разбойник; Садко;

- русские народные волшебные сказки: Лиса и кувшин;  Заяц- хвастун; Царевна – лягушка; Сивка- бурка;  Финист- ясный сокол;  Никита Кожемяка.

Сказки разных стран и народов

Р.Киплинг. Слоненок. Пер. с англ. К.Чуковского;                                              Чудесные истории про зайца по имени Лек. Сказки народов Западной Африки. Пер. О.Кустовой и В.Андреева;                                                                   Х. Макеля. Господин АУ. Пер. с фин.Э.Успенского;                                         Ш. Перро. Мальчик с пальчик;                                                                                    М. Грипе. Эльвис Карлссон. Пер. со швед. С.Тархановой;                                 Х. К. Андерсен. Гадкий утенок;                                                                                   О. Пройслер. Маленькая Баба Яга. Пер. с нем. Ю.Коринца.

Произведения писателей и поэтов России

А.Фет. Кот поет глаза прищуря…;     И.Бунин. Первый снег;                          М.Волошин. Осенью;     А.С.Пушкин. Сказки;                                               А.Плещеев. Весна;     Е.Баратынский. Весна, весна!;                                    А.К.Толстой. Колокольчики мои…;    К.Паустовский. Теплый хлеб; Л.Н.Толстой. Прыжок. Акула;    П.Бажов. Серебряное копытце;                   А.Куприн. Слон;    Д.Мамин-Сибиряк. Медведко.

Новогодние стихи

С.Маршак. Тает месяц молодой…,  К.Чуковский. Елка.                                                К.Фофанов. Нарядили елку в праздничное платье…                                               Е.Благинина. Елка;      З.Александрова. Дед Мороз.

 

Писатели детям

Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Бесконечные стихи. Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей; Живая шляпа; Затейники.   Е.Носов. Тридцать зерен; Как ворона на крыше заблудилась.                     С.Романовский. На танцах;    В.Бианки. Сова.                                               Б.Заходер. Собачкины огорчения; Серая звездочка.                                                                       В.Смит. Про летающую корову. Пер. с англ. Б.Заходера.                                       Б.Житков. Как я ловил человечков;  Белый домик;                                               С.Городецкий. Весенняя песенка;   М.Москвина. Кроха;                                          М.Зощенко. Великие путешественники.                                                                   В.Драгунский. Сверху вниз, наискосок;  Друг детства.                                       А.Раскин. Как папа укрощал собачку.                                                                      Э.Успенский. Страшная история.                                                                                Ю.Тувим. Азбука; Г.Сапгир. Небылицы в лицах.                                                 С.Черный. Перед сном; В.Левин. Обыкновенная история.

Стихи, посвященные военным подвигам народа

М.Лермонтов. Бородино;        В. Лебедев-Кумач. Священная война.                    В.Багрицкий. Ожидание;         М.Дудин. Победитель.                                             В.Высоцкий. Братские могилы.                                                                                  Е.Воробьев. Обрывок провода.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Игротека

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ИГРАТЬ ДОМА

(старший возраст)

     Закономерности усвоения родной речи ребенком состоят в том, что речь осваивается интуитивно (неосознанно) в процессе всей многообразной деятельности ребенка. Однако речь обогащается быстрее, если вы создадите условия, когда речевая деятельность проходит интенсивно.

     Прежде всего, необходимо как можно чаще беседовать с ребенком. Тематика бесед может быть самой разной (о увиденном и услышанном, о новой игрушке, о книге, о переживаниях и ощущениях и т.д.).

    Сочинение концовок к сказкам и маленьких сказочек. Попробуйте сочинять с детьми свои концовки к сказкам. Начните с цикла сказок Дж.Родари под названием «Сказки, у которых три конца».

    Рассматривайте картинки с последовательно развивающимся действием («Рассказы в картинках»).

   Преодолеть трудности речевого развития помогут театральная игра или настольный театр. Детям нравятся действия с куклами, а также самостоятельно играть своих любимых героев.

ИГРА «УЧИМ РОЛЬ»

Все артисты внимательно учат свои роли, а потом репетируют, добиваясь, чтобы слова звучали внятно и выразительно. Попробуйте запомнить слова героев некоторых сказок, потренируйтесь. Например:

Козлятушки, ребятушки,                     Несет меня лиса, за синие леса,                                                                               Отворитеся, отопритеся.                      за быстрые реки, за высокие горы …                                                                                           Ваша мать пришла…

Петушок, петушок,                                Нам не страшен серый волк,                                                                                      золотой гребешок,                                 Серый волк, серый волк!                                                                                            Маслена головушка,                              Где ты бродишь, глупый волк,                                                                                       Шелкова бородушка…                         Старый, страшный волк!

 

ИГРА «Я РЕЧКА, А ТЫ РЫБКА».

Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом или явлением, задача другого участника игры – продолжить ассоциативный ряд, например: «Я – дом», «А я – дверь». «Я – замок», «А я – ключ». «Я – туча», «А я – капля». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд.

ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Предложите ребенку составить предложение из данных вами слов. Сначала количество слов не должно быть больше трех, например, «берег, дом, белый»- «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т.п. Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, т.е. употреблять во множественном числе, менять окончания.

ИГРА «ОТГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ».

Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли – мяч. Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый – арбуз и т.п.Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО».

Взрослый, бросая ребенку мячик, называет цвет, ребенок, возвращая мяч взрослому, должен быстро назвать предмет такого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество предмета.

ИГРА « ГОВОРИ НАОБОРОТ».

Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, но только наоборот. Можно, называя слова, бросать мячик. Примеры пар слов:                                    большой – маленький;                                                                                        горячий – холодный;                                                                                        живой – мертвый;                                                                                                 черный – белый;                                                                                                   звонкий – глухой;                                                                                                 толстый – тонкий;                                                                                                 старый – новый;                                                                                                      ребенок – взрослый;                                                                                        ученик – учитель;                                                                                                                  чистый – грязный.