Версия для слабовидящих

Памятки "Говорите правильно!"

Говорите правильно !

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обуче-ния грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

В 2 года у детей начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро. Внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.

К 3,5 годам словарь ребёнка насчитывает больше 1000 слов.

Существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Проявите инициативу первыми!

Конечно же, за состоянием ребёнка кроме родителей должны следить и участковый педиатр, и воспитатель детского сада. Однако, дорогие родители, вы должны запомнить, что, как это ни печально, но кроме вас в наше время ваше дитя никому не нужно. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь».

Будьте внимательны!

 

Признаки нарушения речевого

развития очевидны, если:

•        К году ребенок не может произнести ни слова, не может вы-полнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

•        К 1 году 4 месяцам не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

•        К 1 году 9 месяцам у ребенка нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

•        К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый; не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку»; не узнает близких на фотографиях.

•        К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

•        К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

•        К 4 годам не знает названия цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Для предупреждения различных речевых

нарушений рекомендуем:

• Старайтесь предупредить любые заболевания и травмы у ново-рожденных детей, у детей первых месяцев жизни, у детей до года, до 3-х лет и т.д.- всю жизнь!

• Предупреждайте отравления у детей: пищевые, газом, бытовой химией, лекарствами.

• Больше разговаривайте с детьми, даже самыми маленькими. Дети, еще не умея говорить, всё понимают. Сначала по интона-ции, затем и по звукосочетаниям. Накапливают пассивный сло-варь. Могут долго не говорить, а потом сразу выдадут всё, что накопили в своем пассивном словаре.

• Не сюсюкайте с детьми, сами говорите правильно, ваша речь должна быть образцом для ребенка.

• Больше гуляйте с детьми, два часа утром и два часа вечером, в любую погоду, не молча, а разговаривая с ребёнком, описывая всё, что встречается на вашем пути, отвечая на его вопросы. Это ознакомление с окружающим и обогащение словарного запаса.

• Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчи-ками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сначала "помогать" одеться куклам и даже родителям.

В норме формирование правильного произношения звуков за-канчивается к 4–5 годам. Однако, не все дошкольники могут са-мостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

 

Воспитатель Морозовская Е.А.