Версия для слабовидящих

Игры-эксперименты

Игры-эксперименты

Игры с предметами

Игра «Спрячь в ладошке»
Цели
: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материалы: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). 
Ход игры:
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» 

Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. 
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей). 
Ход игры: 
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: 
Ты, котенок, не пищи, 
Лучше маму поищи. 
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку. 
Игра повторяется несколько раз.

 

Игра «Ветерок»

Цели: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Резиновые груши небольшого размера ( по количеству детей).

Ход игры:

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы, струю воздуха.

Игра «Где шарик»

Цели:Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.

Материалы: Шарики и другие игрушки разной величины (которые помещаются в одной ладони и которые помещаются в двух ладонях; по количеству детей).

Ход игры:

Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!» Затем предложите малышам спрятать шарики большего размера.

Если у детей не получается это сделать, продемонстрируйте, как спрятать предмет, зажав его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Большой шарик. Давайте накроем его другой ладошкой – теперь не видно шарика».

Игра «Что внутри?»

Цели: Развивать соотносящие движения рук.

Материалы:Разнообразные коробки и непрозрачные банки (пластиковые, деревянные, картонные или железные небольшого размера с крышками (принцип накрывания); конфеты, мелкие предметы.

Ход игры:

Спрячьте в коробки или банки конфеты, или какие – нибудь мелкие предметы. Раздайте коробки малышам и предложите открыть их: «Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри? (Погремите коробкой). Давайте откроем и посмотрим!»

Эту игру можно повторить, предлагая малышам не только открывать, но и закрывать коробки.

 

Игра «День рождения»

Цели: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.Материалы: Картонные коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты; различные предметы и игрушки.

Ход игры:

Перед началом занятия подготовьте «подарки» - положите в картонные коробки различные предметы и заверните их в бумагу (можно положить предметы в пакеты).

Предложите детям поиграть в игру «день рождения», в ходе которой именинник будет доставать подарки из упаковки.

Игра «Погремушка»

Цели:Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материалы: Небольшие пластиковые бутылки с крышками ( по количеству детей), мелкие предметы (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и др.; коробочки ( по количеству детей).

Ход игры:

Покажите малышам пластиковую бутылку с бусинами внутри. Погремите бутылкой: «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».

Раздайте малышам подготовленные бутылочки и попросите открыть крышки. Затем раздайте детям коробочки с различными мелкими предметами и предложите положить эти предметы в бутылки. Покажите малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко. После того как дети положат предметы внутрь своих сосудов, предложите им закрыть бутылки крышками и погреметь.

 

Игра «Покажи пальчики»

Цели: Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы: Пластмассовые бигуди диаметром 2 -2,5см; трикотажные перчатки.

Ход игры:

Попросите детей поднять руки, растопырив пальчики. Наденьте малышам разноцветные бигуди, а затем предложите им снять их второй рукой. После того как дети научатся снимать бигуди с пальцев, можно попросить их самостоятельно надеть бигуди на пальцы себе или соседу: «Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одежки – вот так!» Также можно надеть малышам трикотажные перчатки («пальчики спрятались», «пальчики в домиках»), а затем попросить самостоятельно снять их.

 

Игра «Курочка Ряба»

Цели: Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Игрушечная курочка, небольшие шарики (по количеству детей), золотая и серебряная фольга.

Ход игры:

Перед началом занятия заверните шарики в золотую фольгу ( вместо шариков можно использовать коробочки от киндер – сюрпризов, грецкие орехи).

Обыграйте сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», используя завернутые в фольгу шарики. Затем раздайте малышам «яички» и предложите «разбить» их – снять фольгу. В следующий раз можно раздать детям шарики и фольгу и предложить из простых «яичек» сделать золотые и серебряные.

 

Игра «Сорока – воровка»

Цели: Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Фольга, небольшие игрушки (по количеству детей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.

Ход игры:

Покажите детям сороку, предложите внимательно рассмотреть ее, расскажите о ее повадках; «Сорока любит все блестящее. Давайте сделаем для нее подарки!»

Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету, тогда он примет его форму.

 

Игра «Пластилиновые узоры»

Цели: Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.

Материалы: Листы картона формата А4 или дощечки, намазанные тонким слоем пластилина, бруски пластилина.

Ход игры:

Раздайте детям пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик. Затем попросите детей самостоятельно сделать несколько пластилиновых шариков.

Предложите малышам положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком – получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия.

Когда дети освоят эти приемы, предложите им сделать пластилиновые картинки, которые могут представлять собой абстрактные узоры или простые изображения – «конфетки», «ягодки», «травку», «дождик», «снег» и т.д.

 

Игра «Пластилиновая мозаика»

Цели: Развивать силу рук; хватательные движения(большим и указательным пальцами); знакомить с приемами лепки (вдавливание).

Материалы: Основа – бруски пластилина или небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина (толщина слоя приблизительно 5мм), фасоль, горох, камушки и другие мелкие предметы.

Ход игры: Покажите детям основу будущей работы и предметы, которые они будут вдавливать в пластилин. Продемонстрируйте малышам, как нужно брать маленькие предметы двумя пальцами и вдавливать в пластилин: в произвольном порядке, рядами, по нарисованному при помощи стеки контуру.

Затем раздайте детям пластилиновые основы и детали и предложите самостоятельно сделать узор. Можно придумать сюжеты для этих работ: попросить малышей «посадить овощи на грядку», «украсить пирог», выложить дорожку из камушков» и др.

 

Игра «Длинная дорожка»

Цели: Развивать соотносящие, хватательныедвижения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Счетные палочки (плоские); игрушечная машина.

Ход игры:

Дайте детям машину и предложите покатать ее. Затем раздайте малышам счетные палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку. Дети по очереди выкладывают палочки.

Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая или длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому – нибудь из детей провести машину по дорожке.

 

Игра «Заборчик»

Цели: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры:

Покажите малышам картинку с изображением домика: В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

 

Игра «Фигурки»

Цели: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Счетные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки.

Ход игры:

Выложите из счетных палочек треугольник или квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.

На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки – круги или овалы.

 

Игра «Домик»

Цели: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Счетные палочки (плоские); листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры:

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили – были в лесу заяц и лиса. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца. Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

 

Игра «Волны»

Цели: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Шнурки синего или голубого цвета (можно использовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры:

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сделать из них волны.

Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим кораблик в сказочное плавание.

 

Весёлый шнурок

       Цель: развитие движений кистей и пальцев рук. Оборудование: шнурки или ленточки.
       Ход игры: Намотайте на руку ребенка шнурок, обматывая каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте стишок:
 
Вверх шнурок, вниз шнурок, 
И еще, еще разок! 
Вот какой у нас узорчик! 
Вот какой у нас заборчик! 
 
      Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки.

 

Игра «Развяжи бантик»

Цели: Развивать тонкие движения пальцев рук.

Материалы: разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.

Ход игры:

Возьмите яркие ленты и шнурки и завяжите их бантами в разных местах группы – на ножке стола, на занавесках, на дверной ручке и т.д.

Предложите детям рассмотреть банты: «Сегодня у нас праздник. Посмотрите, как в группе красиво: везде разноцветные банты!» Потанцуйте вместе с детьми. Затем предложите малышам развязать банты: «Но вот праздник закончился. Давайте снимем украшения – развяжите банты и принесите ленточки (шнурки) мне».

 

Игра «Шаловливый котенок»

Цели: Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.

Материалы: Небольшие клубки толстых ниток, плюшевый котенок.

Ход игры:

Покажите детям клубки ниток и игрушечного котенка: «Маленькие котята любят играть с клубками. Посмотрите, и наш котенок начал разматывать нитку. Смотрите, какая длинная нитка.

Продемонстрируйте малышам, как нужно разматывать нитку, держа клубок в одной руке. Затем предложите им намотать нитки сначала на большую катушку или палку (карандаш), а потом смотать нитки в клубок.

 

Игра «Пришей пуговицу»

Цели: Развивать соотносящие движения рук; учить действовать деревянной или пластмассовой иглой.

Материалы: Большая деревянная или пластмассовая пуговица (диаметр 7-8 см), деревянная или пластмассовая игла длиной 6-8 см с большим отверстием, толстая нитка или шнурок.

Ход игры:

Сначала игра проводится индивидуально. Дайте ребенку пуговицу и иголку с ниткой – шнурком. Объясните и покажите малышу, как продевать иголку в дырочки пуговицы. Затем предложите ребенку выполнить это действие самостоятельно. При необходимости помогите малышу. Когда ребенок научится продевать иголку в отверстия пуговицы, можно предложить пришить ее к какой – либо подходящей поверхности – сетке, куску полиэтилена, пластмассовой решетке.

 

Игра «Бусы для куклы»

Цели: Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать навыки действия с иглой.

Материалы: Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями, деревянные или пластмассовые иголки, толстые нитки, шнурки (веревочка или проволока), куклы.

Ход игры:

Предложите малышам сделать бусы для куклы: «Кукла собирается на праздник. Давайте сделаем для нее нарядные бусы». Покажите детям, как брать бусины двумя пальцами или щепотью, как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок. При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку.

Игры с водой

Игра «Брызгалки»

Цели: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера ( они должны помещаться в ладонях детей) или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках ( по количеству детей),большая емкость с водой.

Ход игры:

Это упражнение можно провести летом на улице или дома во время купания.

Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть: "Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!" Предварительно покажите детям, как сжать грушу, чтобы получить брызги.

Игры с воздухом

Игра «Сдуй игрушку»

 

       Цель: укрепление мышц пальцев и кистей рук.
       Оборудование: надувные игрушки небольших размеров по количеству детей.
       Ход игры: Раздайте малышам надутые игрушки и предложите поиграть с ними. После того, как дети наиграются, предложите сдуть игрушки (выдавить из них воздух) – откройте клапан и покажите, как надо сжимать игрушку в руках. Можно положить игрушку на стол или на пол и надавливать на нее ладонями, прикладывая усилия.
       – Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли – устали и стали худенькие... Вот такие! 
      Можно продолжить игру, предложив малышам снова надуть игрушки (цель – развитие дыхания).

Игры с тестом

Игра «Ямки»

Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш.

Ход игры:

Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки.

При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

Игра «Спрячь шарик»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним).

Ход игры:

Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску. Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его. Покажите детям яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти. Повторить игру несколько раз.

Игра «Пирожки»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы. Кусочки теста (они должны помещаться в ладошках малышей), тарелка, куклы.

Ход игры:

Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из одной руки в другую, имитируя движения, которые используются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте песенкой:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову –

Пирожками угощу.

Положите пирожок на пластмассовую тарелку. Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв  ладошки малыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ребятам угостить пирожками кукол.

Игры с песком

Игра «Спрячь руки»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Игра «Найди игрушку»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу. Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.

Игра «Гора из песка»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы. Песок.

Ход игры:

Занятие проводится на улице в песочнице. Предложите детям сделать большую гору из песка. Покажите, как можно загребать песок при помощи прямых напряженных ладоней (если песок сухой) или с помощью совка (если песок мокрый): «Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: «А на самой вершине вырос цветочек. Давайте польем его из лейки!»

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др)ю

Ход игры:

Предложите детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать можно и руками): Жила – была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

 

 

 

Игры с бумагой

Игра «Бумажные снежки»

Цели. Развивать силу рук.

Материалы. Листы бумаги.

Ход игры:

 Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу). Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы. Листы бумаги.

Ход игры:

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите, малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки. Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки. По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.

Воспитатель: Просекова Н.И.